МагазинБиблиотека НТД и НПААвторизация

Приказ о выдаче СИЗ (спецодежды) на предприятии

trudohrana.ru: Приказ о выдаче СИЗ (спецодежды) на предприятии
Если на предприятии на рабочих местах присутствуют вредные и опасные производственные факторы, работодатель обязан обеспечить работников средствами индивидуальной защиты.

Для чего оформляется приказ об утверждении норм выдачи СИЗ
Процесс обеспечения работников средствами индивидуальной защиты тщательно регламентирован действующим законодательством РФ, а это означает, что необходимо соблюдать определенный порядок выдачи. Если во время визита инспектора ГИТ будут выявлены хотя бы малейшие нарушения этого порядка, могут последовать санкции.
Важно правильно подготовить приказ об обеспечении работников средствами индивидуальной защиты, приложение к нему, назначить ответственного за обеспечение, а также проконтролировать исполнение.
Напомним, что спецодежду и другие средства необходимо выдавать работникам, исходя из специфики условий их труда, наличия на рабочих местах и видов вредных и опасных производственных факторов (ВОПФ), а также в соответствии с полом, возрастом, размерами одежды и обуви. К примеру, если условия труда предполагают высокий шумовой фон, то следует выдавать СИЗ органов слуха (особые наушники, шлемы), а при загрязнении воздуха газами или пылью – органов дыхания (СИЗОД, противогазы, респираторы).
Для того чтобы соблюсти все требования законодательства, вам следует изучить следующие нормативные акты:
- Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.06.2009 года № 290н «Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты» (с изменениями на 12.01.2015 года);
- Постановление, ГОСТ Госстандарта СССР от 27.10.1989 №№ 3222, ГОСТ 12.4.011-89 (СТ СЭВ 1086-88) Государственный стандарт Союза ССР «Система стандартов безопасности труда. Средства защиты работающих. Общие требования и классификация»;
- Статья 221 Трудового кодекса Российской Федерации.

Кто должен разрабатывать приказ о выдаче СИЗ
Поскольку изначально за охрану труда на предприятии отвечает его руководитель, следовательно, данный документ он может подготовить самостоятельно. На практике такие полномочия принято делегировать специалисту по охране труда. Он разрабатывает проект приказа в соответствии с порядком выдачи средств защиты, требованиями законодательства и внутренних актов, после чего передает его на подпись руководителю. Также свои подписи в листе ознакомления должны поставить все сотрудники и должностные лица, которые в нем упоминаются.

Что должен содержать приказ
Документ изначально должен быть подготовлен, исходя из специфики условий на существующих рабочих местах. Это означает, что его нельзя составить, просто внеся в него типовые нормы – на них можно только основываться. Важная часть – приложение – должна содержать полный перечень необходимых по закону СИЗ для каждой профессии, представленной на предприятии. В дальнейшем это приложение станет руководством к действию для подразделений, должностных лиц: отдела материально-технического снабжения, бухгалтерии, планово-экономического отдела, для глав подразделений, обеспечивающих выдачу средств индивидуальной защиты и так далее.
Как это часто бывает, единая точная форма не утверждена. В документе должны присутствовать:
- наименование организации;
- дата составления и номер приказа;
- ФИО, должность руководителя, утверждающего документ.
В приказе необходимо назначить ответственного за обеспечение работников защитными средствами и прописать его обязанности:
- выдача работникам средств индивидуальной защиты;
- контроль за соблюдением срока эксплуатации изделий;
- обеспечение их хранения и своевременного обслуживания;
- ведение журнала учета;
- контроль за возвратом, согласно установленному законом порядку (истечение срока эксплуатации, увольнение работника или смена рабочего места, т.д.)
Ответственность за выдачу средств защиты, их сдачу в специальную прачечную, ведение личных карточек учета можно возложить на разных должностных лиц. Также необходимо:
- прописать, с какой периодичностью следует отдавать спецодежду в стирку;
- указать место хранения заверенных копий сертификатов или деклараций соответствия изделий;
- установить конкретный срок эксплуатации изделий, которые, согласно типовым нормам, можно использовать «до износа»;
- перечислить методы, которыми должна руководствоваться комиссия по расследованию преждевременного износа.
Это основная часть той информации, которую может содержать приказ об обеспечении работников средствами индивидуальной защиты, в том числе спецодеждой. Каждое предприятие индивидуально, поэтому к его составлению специалист по охране труда должен подходить с учетом специфики своей организации.
Важно отметить, что типовые нормы не всегда возможно применить. Иногда в них может отсутствовать какая-то профессия. В этом случае нужно руководствоваться типовыми нормами для работников сквозных профессий или нормами, которые характерны для данного рабочего места. Главное проследить, чтобы это указание было представлено в утвержденных руководителем нормах выдачи по конкретному рабочему месту.
Сотрудника, который был назначен ответственным по СИЗ на предприятии, необходимо в письменном виде, под роспись уведомить об этом назначении. Это может быть простое уведомление, либо отдельный приказ. Хотя закон не обозначает четких сроков уведомления, оно не может быть составлено раньше даты, с которой сотрудник становится ответственным.
#СИЗ

01 мая 2018