МагазинБиблиотека НТД и НПААвторизация

Учет спецодежды в бухгалтерском и налоговом учете

trudohrana.ru: Учет спецодежды в бухгалтерском и налоговом учете
Учет спецодежды в бухгалтерском и налоговом учете, а также ее списание производится в установленном порядке.

Учет спецодежды
Если на предприятии в силу особенностей технологического процесса и наличия вредных и опасных производственных факторов работникам положена спецодежда (далее – СО), ее перечень составляется, исходя из отраслевых типовых норм. Разрешена эксплуатация только сертифицированной СО (постановление Правительства РФ № 982 от 01.12.2009).
Бухгалтерский учет спецодежды на предприятии состоит из следующих этапов:
- приемка на склад;
- выдача работникам;
- возврат пригодных единиц;
- списание.
Порядок оформления СО в документах бухгалтерского учета регламентирован приказом Минфина РФ от 26 декабря 2002 года №135н, согласно которому выдача её в эксплуатацию должна производиться на основании первичных учетных документов и фиксироваться в бухгалтерском учете по сумме фактических затрат на приобретение. При списании стоимости специальной одежды нужно исходить из срока ее полезного использования, который установлен типовыми нормами, утвержденными Приказом Минтруда России №997н.

Акт приёма-передачи спецодежды
Передача любых материальных ценностей, в том числе спецодежды на склад, должна сопровождаться оформлением акта приема-передачи. Этот документ станет доказательством в случае форс-мажорной ситуации или обнаружения недостачи на складе. Основанием для составления акта служит договор, который может заключаться как с внешним поставщиком, так и внутри организации, например, при передаче СО из одного подразделения в другое.
Форма акта является свободной и рекомендуемой. Обычно используется унифицированная форма МХ-1.
В акт приема-передачи следует внести информацию:
- Адрес организации, склада или другого места передачи ценностей.
- Условия приемки-передачи.
- Количество и характеристики передаваемых изделий.
- ФИО и должности тех, кто заполнял бумаги, принимал или сдавал их.

Учет спецодежды в бухгалтерском учете в организации
Если стоимость единицы спецодежды превышает 100 тысяч рублей, а срок носки – более 12 месяцев, ее относят к основным средствам и отражают на счете 01: на одном из двух субсчетов: «Основные средства на складе» или «Основные средства в эксплуатации».
При выдаче СО сотрудникам составляется акт по форме № ОС-1 и производится проводка: "дебет 01 субсчет «Основные средства в эксплуатации» кредит 01 субсчет «Основные средства на складе» - передана в пользование сотрудникам спецодежда". Расходы, связанные с приобретением СО, списывают посредством амортизации. В противном же случае учет спецодежды и спецоснастки ведется в составе материально-производственных запасов и отражается на счете 10-10 «Материалы», на отдельном субсчете 10-11 "Специальная оснастка и специальная одежда на складе".
Передачу СО в пользование работникам нужно отражать проводкой: "дебет 10-11 кредит 10-10 – выдана спецодежда в пользование сотрудникам". Выдача спецодежды фиксируется в личной карточке учета и в ведомости учета выдачи СИЗ. Когда СО передана работникам, ее стоимость списывается на расходы предприятия единовременно или равномерно в течение срока носки.

Налоговый учет спецодежды
Согласно Налоговому кодексу РФ, расходы на приобретение спецодежды в полном размере включаются в состав материальных расходов по мере ввода ее в эксплуатацию. Расходы на изготовление спецодежды собственными силами проводятся через счета учета производственных издержек, а затраты на выпуск включаются в себестоимость. При отправке на склад изготовленной специальной одежды составляется акт выполненных работ.
Bнимание! Затраты на приобретение или изготовление специальной одежды будут признаны налоговыми органами правомерными только в случае, если её использование положено по итогам спецоценки условий труда.
Стоимость спецодежды не учитывается при расчете НДФЛ и страховых взносов. Расходы на приобретение спецодежды, выданной по типовым отраслевым нормам, следует учитывать при расчете налога на прибыль – при стоимости свыше 100 тысяч руб. и сроком носки свыше 12 месяцев списание производится через амортизацию.
Расходы на приобретение СО, которая не признается амортизируемым имуществом, можно учесть в составе материальных затрат.

Списание спецодежды в бухгалтерском учете
В случае невозможности дальнейшей эксплуатации спецодежда подлежит списанию согласно п. 30 и 31 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 26 декабря 2002 г. № 135н.
Причины списания спецодежды:
- Износ.
- Продажа.
- Безвозмездная передача.
- Передача в уставной капитал какого-либо предприятия.
- Авария или катастрофа.
Решение о непригодности к эксплуатации и о списании спецодежды имеет право принимать только инвентаризационная комиссия, сформированная в организации (п. 34 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 26 декабря 2002 г. № 135н).
Законодательством не определен четкий перечень должностных лиц, которые входят в состав комиссии, поэтому решение о составе принимает руководитель организации. Как правило, в комиссию включаются представители администрации, бухгалтер, другие специалисты предприятия (экономисты, инженеры и т.п.), также могут привлекаться специалисты со стороны.
Bнимание! Лицо, материально-ответственное за выдачу спецодежды, не может быть в составе инвентаризационной комиссии.
В задачи инвентаризационной комиссии входит:
- осмотр спецодежды, подлежащей списанию, и установление ее непригодности к дальнейшему использованию, либо возможности (невозможности) и целесообразности ее восстановления;
- определение причины выхода спецодежды из строя (износ, нарушение нормальных условий эксплуатации, авария, пожар, стихийное бедствие и т.д.);
- выявление лиц, по вине которых спецодежда преждевременно вышла из строя, и обращение к руководству организации с рекомендацией о привлечении их к ответственности;
- определение возможности использования отдельных частей, деталей и материалов списываемой спецодежды;
- составление акт на списание и направление его на утверждение руководителю организации или уполномоченному им лицу;
- осуществление контроля за утилизацией.

Как списать спецодежду в связи с истечением срока службы
Сроки списания спецодежды инвентаризационная комиссия организации определяет на основании Типовых отраслевых норм выдачи спецодежды и Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 1 июня 2009 г. № 290н. Списание спецодежды из эксплуатации производят также на основании этих документов (п. 26 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 26 декабря 2002 г. № 135н).
Исчисление сроков использования начинается с момента фактической выдачи СО. Оформлять возврат спецодежды на склад не требуется.

Списание спецодежды, пришедшей в негодность раньше срока
Спецодежда может стать непригодной для дальнейшего использования до окончания нормативного срока носки. Если это подтвердит инвентаризационная комиссия организации, спецодежда будет списана досрочно. В бухучете списание стоимости спецодежды производится проводкой: "дебет 20 (23, 25, 26, 29, 44...) кредит 10-11 - списана стоимость спецодежды".
Если стоимость спецодежды списывается единовременно, то проводку делают один раз. Если равномерно – то ежемесячно в течение установленного срока использования.
Причины списания спецодежды пришедшей в негодность (примеры):
- Физический износ
- Непредвиденные обстоятельства (стихийные бедствия, ЧС, авария и т.п.)
- Порча или хищение
Причина списания спецодежды в акте на списание указывается в пункте 6.

Акт на списание спецодежды, пришедшей в негодность
Списание спецодежды по причине дальнейшей непригодности или окончания срока службы в обязательном порядке должно оформляться актом списания спецодежды. важно После утверждения акта списанная СО не может быть возвращена в эксплуатацию на производстве Унифицированной формы акта на списание спецодежды нет.
Организация может разработать его самостоятельно и закрепить в учетной политике (п. 4 ст. 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете").
За образец акта списания спецодежды можно принять типовую межотраслевую форму № МБ-8 "Акт на списание малоценных и быстроизнашивающихся предметов", утвержденную постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. № 71а.
Акт на списание спецодежды должен быть утвержден соответствующим приказом.

Утилизация спецодежды, бывшей в употреблении
Комиссия должна проследить за тем, чтобы списанные комплекты были утилизированы, как отходы, с обязательным учетом требований экологического законодательства. Утилизировать СО следует в соответствии с положениями Методических указаний по бухучету специальных приспособлений, инструмента, оборудования и одежды, которые утверждены в соответствие с Приказом Минфина России №135н. Определить непригодность и принять решение о направлении СО на утилизацию должна инвентаризационная комиссия. На основании её заключения составляется акт на утилизацию.

Порядок замены спецодежды и спецобуви, пришедших в негодность раньше срока
Если спецодежда вышла из строя, работник должен сообщить об этом руководителю. Руководитель обеспечивает проверку пригодности СО, а также ее замену в случае невозможности дальнейшего использования. Новый комплект выдается работнику по установленной на предприятии процедуре. Решение о выводе спецодежды из эксплуатации и ее списании должна принять инвентаризационная комиссия в порядке, описанном выше.
#СИЗ

16 января 2018