МагазинБиблиотека НТД и НПААвторизация

Аутсорсинг охраны труда

trudohrana.ru: Аутсорсинг охраны труда
Аутсорсинг охраны труда – один из современных методов, применяемых в управлении предприятием. Расскажем подробности: зачем нужен аутсорсинг, как выбрать компанию и на что можно рассчитывать при такой организации деятельности службы ОТ.

Что такое аутсорсинг по охране труда
Аутсорсинг – это выполнение сторонней организацией или частным лицом тех или иных функций для организации-заказчика по гражданско-правовому договору. Это общее понятие, в области охраны труда есть свои нюансы. А
Распространено мнение, что услугой аутсорсинга могут пользоваться только небольшие фирмы, которым экономически нецелесообразно содержать собственную службу ОТ. Это не совсем так. Согласно 217 статье ТК, если у работодателя числится меньше 50 сотрудников, он имеет возможность по-разному организовывать процесс ОТ: ввести в штат специалиста по ОТ, возложить эти должностные обязанности на одного из сотрудников либо передать на аутсорсинг сторонней компании, заключив с ней договор.
Действительно, на малом предприятии можно полностью передать функции ОТ на аутрсосинг. Но и в более крупных организациях успешна практика передачи части работы. Как правило, это те составляющие охраны труда, которые не связаны напрямую с непосредственной повседневной деятельностью. Это, например, проведение СОУТ, наблюдение за нормативной базой, обучение работников и т.п.

Что входит в аутсорсинговые услуги по охране труда
Круг обязанностей организации-аутсорсера достаточно велик. Перечислим основные из них:
- Выявление, учет и систематизация вредных и опасных факторов, существующих на производстве.
- Разработка и частичное выполнение рекомендаций по минимизации рисков, в том числе про профилактике профзаболеваемости.
- Проведение оценки состояния ОТ.
- Наблюдение и контроль за персоналом в части соблюдения ОТ.
- Консультации в процессе расследования произошедших несчастных случаев.
- Работа с обращениями по ОТ.
- Все, что касается обучения персонала по ОТ.
- Работа по мониторингу изменений в законодательстве и т.д.
Обратите внимание! Сейчас все чаще встречается практика внесения в договор аутсорсинга пункта о соблюдении подрядчиком требований безопасности по ОТ. Пока это распространено преимущественно в других странах, и редко – в России, но, без сомнения, это требование станет обязательным.

Реестр аккредитованных организаций по охране труда
Помимо того, что работники организации-аутсорсера обязаны иметь определенную квалификацию (Приказ Минздравсоцразвития России от 17 мая 2012 г. № 559н), сама организация, как юридическое лицо, подчиняется конкретным требованиям и должна быть занесена в особый реестр. Полный реестр фирм, получивших аккредитацию на оказание услуг по ОТ, находится на сайте Минтруда. Обратившись к данному перечню, можно легко узнать, внесена ли та или иная организация в реестр, и законна ли ее работа. В реестре указаны все необходимые сведения об организациях: реквизиты, сфера деятельности и, конечно, информация об исключении или приостановлении деятельности. Также должна быть указана и причина выбытия из реестра.

Требования к организациям для получения в Минтруде аккредитации по охране труда
Перечень услуг в ОТ, которые могут осуществляться только аккредитованными фирмами, перечислен в 1 Приложения №1 к Приказу Минздравсоцразвития России от 1 апреля 2010 г. № 205н "Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда". Организация, претендующая на аккредитацию, должна подать специальную заявку в Минтруд, в которой необходимо указать такие сведения, как реквизиты юридического лица, выписку из Устава, информацию о том, что организация не ликвидирована и не является банкротом и т.д.
В зависимости от того, чем именно планирует заняться аутсорсер, пакет документов меняется. Если компания будет реализовывать функции службы ОТ на небольших предприятиях, ей необходимо предоставить перечень специалистов и подтвердить их квалификацию. А вот, например, для обучающих организаций обязательна лицензия на образовательную деятельность, кадровая информация и сведения о материально-технической базе обучения.

Порядок передачи охраны труда на аутсорсинг
Решение об аутсорсинге должно быть взвешенным и просчитанным. Не стоит слепо следовать примеру других предприятий либо поддаваться рекламе.

Анализ состояния дел и потребностей по ОТ на предприятии
Сначала необходимо объективно оценить нужды конкретной организации, вложения в собственную службу ОТ и сравнить их с расходами на аутсорсинг. При этом важно учесть и риски, которые, к сожалению, существуют.
Рынок аутсорсинга в России относится к молодым, динамично развивающимся, и немудрено, что на нем есть и случайные, ненадежные партнеры. Иными словами, права старая поговорка: «стоит ли овчинка выделки». Чаще всего аутсорсинг действительно оправдан, но только в случае, когда им занимаются квалифицированные специалисты.

Выбор организации для передачи на аутсорсинг охраны труда
Что необходимо сделать, чтобы правильно выбрать организацию-аутсорсера (или аутсорсинг-провайдера, как их еще называют)? Перечислим моменты, на которые надо обратить пристальное внимание и тщательно проверить:
- Правовой статус фирмы, опыт работы.
- Наличие и подлинность сертификатов и аттестатов аккредитации.
- Цены аутсорсера и его конкурентов. Слишком дешевые расценки должны насторожить.
- Проверка коммерческой репутации и кредитной истории.
- Изучение историй сотрудничества с предприятиями-аналогами.
И, конечно, все нюансы будущих взаимоотношений должны быть зафиксированы в договоре. Это позволит максимально избежать споров и разочарований в заключенной сделке.

Составление договора на услуги в области охраны труда
Как и любой юридический документ, договор на аутсорсинг составляется по определенным правилам. В нем должны указываться: собственно предмет договора, сроки, стоимость (а также даты и периодичность оплаты), условия предоставления услуг, а также зафиксированы ответственность и обязанности обеих сторон.
Например, за квалификацию направленных на предприятие специалистов ответственность несет именно организация-ауторсорсер, и если организация-заказчик предъявляет по этому поводу обоснованные претензии, необходимо заменить работника. С другой стороны, работодатель обязан учитывать затраченное время, начислять и выплачивать налоги, вести кадровый учет – в общем, все, что он должен делать для специалистов, занятых по гражданско-правовым договорам. Также в договоре должны быть прописаны штрафные санкции за некачественное или несвоевременное исполнение обязанностей, а также и права. Ведь без допуска на предприятие и доступа ко всей необходимой документации специалист-аутсорсер просто не сможет работать. Кроме того ему, как и обычному сотруднику, необходимы безопасные условия для деятельности.

Преимущества аутсорсинга охраны труда
Принимая решение о переводе всех или части обязанностей по ОТ на аутсорсинг, либо уже используя эту услугу, работодатель должен четко понимать, какие преимущества есть у этого метода. В первую очередь, это финансовая выгода.
Знаете ли вы, что если вся ОТ на предприятии отдана на реализацию сторонней организации, то и финансовые издержки в случае суда несет именно аутсорсер? При аутсорсинге минимизируются затраты на непрофильную деятельность, а следовательно, предприятие становится более эффективным, так как менеджмент может быть направлен на другие задачи, высвобождаются ресурсы и повышается безопасность на предприятии в целом. Термин «аутсорсинг» пока не вошел в наше законодательство, но работа над этим ведется. Так, разработано Положение об аутсорсинге в сфере охраны труда, сейчас ведется его обсуждение.
#охранатруда

12 марта 2018